Перевозка живой рыбы.

 Интенсификация рыбоводства, расширение видового разнообразия аквакультуры, трансформация технологического процесса выращивания обусловливают необходимость совершенствования средств и методов транспортирования рыб определенных видов и возраста, а также живой икры как внутри хозяйства, так и за его пределами.
В технологическом процессе выращивания рыбы в прудовом хозяйстве предусмотрена перевозка рыбы разного возраста из одной категории прудов в другие. Товарная рыба в период ее выращивания в течение 2—3 лет подвергается 5—7 перевозкам. При закупке рыбопосадочного материала, ремонтного материала и производителей в племенных хозяйствах перевозку осуществляют в течение 2—3 сут. Процесс перевозки живой рыбы и икры является одним из сложных и ответственных в технологии выращивания, от которого во многом зависит успех отрасли.
Ветеринарные и гидрохимические условия при перевозке живой рыбы. При перевозке живой рыбы из одного хозяйства в другое необходимо соблюдать следующие условия:
получить разрешение ветеринарного надзора на право перевозки; подлежащую перевозке рыбу обработать дезинфицирующим раствором (солевым или аммиачным);
запретить вывоз рыбы из хозяйств, неблагополучных по заболеваниям (краснуха, бранхиомикоз, фурункулез, вертеж лососевых, инфекционная анемия и дискокотилоз форели), рыбу, пораженную триходинозом, хилодонеллезом, дактиологирозом, допускать к перевозке после антипаразитарной обработки;
при обнаружении заболевания во время транспортирования до-ставленную рыбу поместить в изоляторные пруды для лечения или направить на обработку;
запретить сбрасывать в водоемы воду, использованную для перевозки рыбы.
Перевозка будет более благополучной при предварительном выдерживании рыбы в течение 2—10ч без кормления в чистой проточной воде. Истощенная, побитая и вялая рыба плохо переносит транспортирование.
Состояние рыбы при перевозке зависит от качества и объема воды. Необходимо емкости заливать чистой, насыщенной кислородом водой, не содержащей вредных и ядовитых веществ, температурой, равной температуре воды водоема, где выращивалась рыба. Для накачивания кислорода применяют или другой прибор аналогичной мощности. Оптимальной температурой для перевозки большинства теплолюбивых рыб в летнее время является 10—12 °С, холодолюбивых — 6—8 °С, а в осенне-весенний период — соответственно 5—6 и 3—5 градусах. Рыба, перевозимая при более низкой температуре воды, потребляет меньше кислорода, выделяет меньше продуктов обмена, а соответственно ее можно перевозить при более высокой плотности посадки в емкостях. Потребление кислорода в единицу
времени также зависит от вида и возраста рыбы. Поэтому при перевозке рыбы важным показателем является соотношение между массой рыбы и объемом воды.

Для замедления обменных процессов в организме рыб в период перевозки и увеличения плотности посадки чаще всего понижают температуру воды путем внесения льда. При использовании обычного льда приходится достаточно большой объем емкостей заполнять льдом, что экономически невыгодно. Разработан метод по использованию при перевозке рыбы сухого льда (твердого двуоксида углерода). Температура его таяния минус 79 градусов. Он переходит в газ, минуя жидкое состояние, что не требует увеличения объема контейнера. При добавлении к воде в соотношении 1: 3 он оказывает на рыбу анестезирующее действие.
В последнее время стали широко использовать анестезирующие препараты. Применение хинальдина при концентрации в воде 7—10 пропромилле (1:1 млн) позволяет увеличить плотность посадки рыбы в 2,5—4 раза.
За рубежом широко применяют анестетик MS-222. Аналоги этого препарата — трикаин, метакаин. Преимущества этого препарата заключаются в относительной дешевизне, быстром всасывании и быстром выведении из организма. При концентрации анестетика 10—40 мг/л воды плотность перевозимой рыбы увеличивается в 4—6 раз. Наряду с этими препаратами используют веронал натрия, уретан, применяют электронаркоз.
Для перевозки ценных рыб используют анестетики хлорбутанол (50 мг/л), хлоргидрат (100 мг/л) и новокаин (1 :5000). Рыбы могут находиться в наркозе от 2 до 7 сут при увеличении плотности посадки в 2—4 раза.

Физиологическое состояние перевозимой рыбы во многом зависит от концентрации в воде слизи, экскрементов, а также продуктов метаболизма. Для уменьшения прессинга этих веществ на организм рыбы применяют абсорбенты. Для абсорбции аммиака используют пермотит, активированныи древесный уголь, краснозем, цеолит, катионит КУ-2. Ионообменные смолы применяют для снижения концентрации катионов (нитратов, нитритов и др.). Наиболее эффективным для поглощения углекислого газа является препарат анионит АВ-17. Использование этих препаратов способствует увеличению продолжи-тельности перевозки и плотности посадки рыб в емкостях.
Емкости и транспортные средства для перевозки рыбы. Для перевозки рыбы используют молочные бидоны, полиэтиленовые пакеты, ванны, контейнеры, емкости, оборудованные на тракторных прицепах, а также специализированные живорыбные автомашины, вагоны, суда и автотранспорт.

Для перевозки рыбы на небольшие расстояния используют малогабаритные ручные тележки (ТУ-250А, УТР-0,3), а также грузовые мотороллеры МГ-150, самоходные шасси Т-16М. Ручные тележки применяют для перевозки личинок карпа и других рыб из инкубационного цеха, нерестовых прудов в другие категории прудов, используя небольшие контейнеры, бидоны или полиэтиленовые пакеты.
Универсальным внутрихозяйственным транспортным средством является самоходное шасси Т-16М грузоподъемностью 750 кг. Оно имеет ряд навесных орудий, позволяющих перевозить рыбу в брезентовых чанах, бидонах, контейнерах, цистернах, а также выполнять транспортные работы по перевозке кормов, удобрений и рыболовных снастей.
При перевозке живой рыбы на дальние расстояния наиболее применяемым является автотранспорт, оборудованный цистернами и механизмами, обеспечивающими поддержание жизнедеятельности рыбы. Они объединяются в общее название — автомашины «Живая рыба». На автомобиле ЗИЛ-164 монтируется автоцистерна АЦЖР-3 вместимостью 3000л, имеющая две верхние изотермические крышки. В задней верхней части стенки имеется водомерное стекло, а в нижней части — люк для выгрузки рыбы. Обогащение воды кислородом осуществляется воздушным компрессором производительностью 10 м /ч, работающим от основного двигателя автомашины. При перевозке рыбы в холодных условиях в цистерну подается теплый воздух из теплообменника, а в жаркое время добавляется лед, перевозимый в специальном отсеке.
Перед загрузкой автоцистерны рыбой воду доводят до необходимой температуры. Для насыщения воды кислородом перед загрузкой за 10—15 мин включают компрессор, который постоянно должен работать в течение всего периода транспортирования. Желательно полнее заполнять цистерну водой во избежание гибели рыбы от волнобоя. Вместе с тем необходимо оставлять воздушное пространство высотой 3—4 см для выхода отработавшего воздуха.
Незначительно отличается от АЦЖР-3 автоцистерна АЦТП- 2,8. Она смонтирована на шасси автомобиля ГАЗ-53А6. Вместимость цистерны составляет 2800 л. Обогащение кислородом воды осуществляется воздушным компрессором производительностью 10 м /ч. В передней части автоцистерны находится отсек для хранения до 100 кг льда. Принцип загрузки и выгрузки рыбы такой же, как и в автоцистерне АЦЖР-3. Однако цистерна АЦТП-2,8 на 2 т тяжелее.
Для перевозки рыбы различного вида и возраста можно использовать установку ИКА-4. На платформе автомобиля ЗИЛ-130 с прицепом устанавливают 4 съемных контейнера с боковыми выгрузными люками. Контейнеры представляют собой цистерны общей вместимостью 4,5 м . Масса загруженного автопоезда составляет 17,4т. Обогащение воды кислородом обеспечивается смесителем производительностью 10 м /ч. Работа насоса и компрессора обеспечивается стационарным малолитражным двигателем УД2С-М1.
За рубежом созданы специализированные живорыбные машины, обеспечивающие высокую надежность при перевозке живой рыбы. В качестве примера рассмотрим живорыбный прицеп фирмы Koegel под седельный тягач. На нем установлены 12 стеклопластиковых термоизолированных контейнеров вместимостью по 2 м . Контейнеры имеют 2 люка для погрузки-выгрузки рыбы и сливные трубы. Прицеп оборудован двумя сосудами для жидкого кислорода вместимостью 185л каждый. Из сосудов жидкий кислород поступает в испаритель, откуда в газообразном состоянии через редуктор и регуляторы расхода (ротаметры) подается в контейнеры. В качестве распылителей кислорода используются перфорированные резиновые армированные шланги. На прицепе установлены также два винтовых компрессора (маршевый и резервный) с приводом от собственных дизельных двигателей. Подача воздуха в контейнеры осуществляется по воздушной магистрали, не связанной с кислородной системой. Регулировка расхода воздуха в контейнерах осуществляется с помощью шаровых кранов. Распыление воздуха происходит через перфорированные металлические трубки. Для аэрации воды на стоянке на прицепе имеется третий винтовой компрессор с приводом от электродвигателя. Платформа с живорыбными контейнерами закрыта плотным тентом. При погрузке и разгрузке рыбы крыша и одна из боковых стенок могут сдвигаться. Для регулирования температуры на прицепе установлена система кондиционирования воздуха, способная летом охлаждать воздух под тентом, а зимой подогревать его. Зимой теплый воздух забирается компрессором из-под тента, а при прохождении через воду отдает ей свое тепло. За счет этого даже в сильные морозы температура воды в контейнерах не опускается ниже 1—3 градусов. Летом воздух под тентом имеет температуру ниже окружающего на 10—15 градусов. Это позволяет избежать значительного повышения температуры воды во время транспортирования.
При перевозках зимой на расстояние около 1000—1500км в данный прицеп можно загружать до 10 т живого карпа. Летом полезная нагрузка снижается вдвое.
Для перевозки рыбы железнодорожным транспортом используют вагоны типов В-20 и В-329, оснащенные двумя резервуарами общей вместимостью 29—30,5т. Вода аэрируется с помощью 120 форсунок и в виде мелких капель попадает в резервуары. В этих резервуарах можно перевозить в осенне-зимний период до 8—12 т товарной рыбы.
Предварительно воду в резервуарах нужно проаэрировать в течение 1 ч и не выключать аэрационную систему во время погрузки рыбы. В пути необходимо удалять снулую рыбу. При перевозке молоди рыб массой 1—20 г всасывающие клапаны насосов и резервуаров обтягивают мелкоячейной капроновой делью или латунной сеткой, для того чтобы не допустить попадания рыбы в магистральные трубы аэрационной системы и избежать засорения форсунок. Вода охлаждается в холодильной установке. Два насоса производительностью 15 л/с перекачивают воду по замкнутому циклу, при этом она очищается от взвесей и слизи и обогащается кислородом.
Количество перевозимой рыбы зависит от ее индивидуальной массы, температуры воды, содержания кислорода. Так, например, плотность посадки карповых рыб средней массой 20 г при содержании кислорода 5 мг/л, температуре 10 °С составляет 1100 кг, при 15 градусах — 570 кг. Для рыб средней массой 500 г при тех же условиях плотность посадки будет соответственно 2800 и 1400 кг. При увеличении содержания кислорода до 8 мг/л плотность посадки рыбы и продолжительность транспортирования увеличиваются. Время выживания карпа в аварийных условиях при начальном содержании кислорода 5 мл/л составляет 0,5—1 ч, при 9 мг/л — 2,4—8,6 ч.
Живую рыбу на большие расстояния перевозят авиатранспортом. Рыбу перевозят в полиэтиленовых пакетах, а также в изотермических и герметических контейнерах. В контейнере (158 х 51 х 46 см) можно перевезти до 50 кг рыбы без воды. Рыба распределяется на рамках в 1—2 ряда. Во время перевозки рыбу орошают охлажденной высоконасыщенной кислородом водой через каждые 20—30 мин. Продолжительность перевозки рыбы при таких условиях составляет 3—4 ч.

Рубрика: Механизация процессов в рыбоводстве Tags: ,

Вам могло бы понравиться:

Карпы Карпы
Форель Форель
Осетровые Осетровые
Сиги Сиги

Оставить комментарий

Добавить комментарий

© 2017 Портал о фермерском хозяйстве. Все права защищены.
Proudly designed by